Суфийские танцы

"Мы побывали у вертящихся дервишей. Их было счётом двадцать один. Все были одеты в широкие, длинные до пят, светлые балахоны. Они стояли на круглой площадке, обнесённой перилами; каждый по очереди подходил к священнику, низко кланялся, потом, иступлённо завертевшись, возвращался на своё место в кругу и там продолжал вертеться. Заняв свои места - в пяти-шести футах друг от друга, - каждый продолжал вертеться волчком, и весь этот изуверский хоровод трижды обошёл комнату...

_DSC4019.jpg

... Это продолжалось двадцать пять минут. Кружась на левой ноге, они то и дело быстро выбрасывали вперёд правую и, отталкиваясь ею, скользили всё дальше по навощённому полу. Кое-кто развивал совершенно невероятную скорость. Большинство делало сорок оборотов в минуту, а один ловкач ухитрялся делать даже шестьдесят - и так все двадцать пять минут; балахон его раздулся и стал точно воздушный шар...



... И всё это в совершенном безмолвии, закинув голову, сомкнув веки, в каком-то религиозном исступлении. Время от времени раздавалась режущая слух музыка, но музыкантов не было видно. В круг никому нет доступа, кроме вертящихся дервишей. Если ты не кружишься, тебе там не место."
Марк Твен "Простаки за границей"

По сути, с того времени почти ничего не изменилось. Разве что вертящихся дервишей на нашем танце-медитации было всего три, а не двадцать один. И священника не было, но было суфийское братство, игравшее потрясающую музыку, которому и кланялись дервиши. Да и время танца увеличилось до часа.



На нашем "представлении" музыка сыграла огромную роль сыграла. Для меня именно она стала определяющей в этом магическо-культурном ритуале. Волшебные, льющиеся звуки музыкальных инструментов и завораживающий голос суфия весьма благоприятно влияли на слух.

Суфийские братства имеют свои техники вхождения в молитвенный транс. Большинство из них основано на медитации путём повторения имен Аллаха. Но есть некоторые братства, которые используют в своих радениях музыку и пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Это называется сама́, сема́ (от арабского "слушание") - суфийский ритуал, представляющий собой разновидность зикра (исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога).


Сегодня танец дервишей - массовый туристический аттракцион, часто происходящий в ресторанах. Мы смотрели суфийский танец в неправильном месте. Мне не очень понятно, как можно исполнять танец-медитацию под жующих и пьющих людей. Это завораживающее зрелище хочется смотреть не отвлекаясь на приём пищи, что я собственно и делала. Но сидящие за соседними столиками туристы, не разделяли моего мнения - звон бокалов и столовых приборов разносился по всему залу заливистым колокольчиком.



Роскошная белая рубаха до пят - танура - создавала ветерок от верчения, настолько дервиши были близки к посетителям. Из-под высоченного войлочного, конусообразного колпака тонкой струйкой проступал пот. В помещении было душно, но дервиши не обращали на это внимание: войдя в медитацию они устанавливали контакт с высшими силами.
А я беспокоилась, чтобы кому-нибудь из них не стало плохо. Очень волнительный момент.



Если решите посмотреть на традиционный суфийский обряд без еды и напитков, то скорее вам нужно посетить "Музей крутящихся дервишей" в районе Истикляль Кадесси. Место тоже довольно раскрученное, но здесь вы не будете отвлекаться на приём пищи, а полностью проникнитесь чарующими звуками флейты и тамбура.




До встречи ещё где-нибудь!
Оставайтеьс на связи!
Instagram
Facebook
Вконтакте

Posts from This Journal by “Турция” Tag

  • Немного уличной еды

    Уличная еда настолько прочно вошла в нашу жизнь, что уже сложно представить европейский город без жареных каштанов, а южные страны без стакана…

  • Почему в Стамбуле так много кошек

    Или котов, поди разбери с первого взгляда )). До поездки в Стамбул я знала, что кошек много по всей Турции. Но то что они здесь буквально на каждом…

  • Стамбульский LEGOLAND

    Поскольку в Стамбул мы поехали с ребёнком, то и мероприятия предполагалось подбирать соответствующие, с учётом взрослых и детских интересов. Не всё…

Надо же. Я думал,что суфийские обряды - самая закрытая из закрытых тем. А тут на камеру сразу.
Всё меняется. Раньше - это были закрытые обряды, но в эпоху массового туризма, все хотят заработать денег.
С одной стороны, мы именно так и узнаем о них. С другой стороны, теряется сакральная сторона. Таинство оно на то и таинство, чтобы быть закрытым от посторонних глаз.
Интересно, как называется этот головной убор.
Он называется сикке. Валяется из мягкого войлока.
Кстати, "су" переводится, как шерсть. Возможно отсюда и пошло название суфизм.

Edited at 2016-02-10 08:42 am (UTC)
Наверняка же он не просто так надевается? Это часть обряда, верно?
Да, конечно, это часть обряда, так же как белый длинный балахон и даже широкий пояс. Всё в костюме имеет значение. Но если честно, в подробности я не особо вдавалась, не реально запомнить все названия частей церемонии сама, каждая из них также имеет особое значение.

"В зал по одному входят дервиши. Они кланяются и медленно обходят зал по кругу. На голове у них войлочные колпаки, символизирующие надгробную плиту над собственным эго. Одеты они в черные накидки, которые символизируют могилу их эго. Последним в зал входит шейх.
Дервиши сбрасывают с себя черные накидки и остаются в белых длинных одеждах. Белый цвет символизирует духовное перерождение и готовность к постижению истины. Дервиши скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. Это положение символизирует число 1 (один) и означает свидетельство единства Аллаха."
Спасибо вам за интересную информацию и хорошие фотографии.
Я еще кроме варианта с "шерстью" слышал о варианте "скамьи" и о "софии" - мудрости.
Отличные фото! Вспомнила, как мы в Стамбуле ходили на их шоу на вокзале :)